К вопросу о сущности и историографии философии.
В своем самом древнем значении философии - это “любовь к мудрости”. Но в наш высокий век цивилизации философия имеет уже другой статус. В современном понимании философия многогранна, причем настолько, что, кажется, она включает в себя самые важные характеристики других наук. Философия синтезирует (органично соединяет в единое) самые разнокачественные элементы информации. Это зафиксировано в обыденном сознании: к примеру, стоит человеку допустить небольшое терминологическое смешение из разных областей науки, говорят: “Это ты уже философствуешь”. В оценке философии известны крайности, например, что философия крайне туманное, непонятное и в силу этого бесполезное для народа, порой говорят, для общества. Происходит такая негативная оценка из-за людей, преподающих философию, проповедующих якобы ее принципы, не понимая собственно философской сущности. Люди, объясняющие философию громоздкими фразами, раз и навсегда затверженными и не умеющие раскрыть сложные философские понятия просто снобы (неоправданное высокомерие) от философии, какие есть во всех слоях и группах общества. Но данный тезис вовсе не означает, что философские принципы можно передать очень простыми (примитивными) или обычными словами. Философия не может быть понятна тем людям, которые не владеют ее языком и не видят полезности философии.
Человечество это очень разумное, скорее рациональное, сообщество. Этим мы выражаем, что человечество всегда обосновывает свои шаги. Парадокс состоит в том, что если каждый в отдельности, т.е. индивидуальный человек, имеет право на ошибку и часто ошибается, пользуясь своим правом, например, войны, начинаемые отдельными людьми, которые заняли ключевые точки в историческом круговороте благодаря своим личностным качествам или целые исторические периоды, например, инквизиция в средневековой Европе, то человечество не останавливается в своем развитии. Если образно представим человечество как единую субстанцию, например, огромного человека (демиурга Пуруши, в древнеиндийской интерпретации), который шагает по историческому времени, то инквизиция означала бы слегка примятую траву и короткую щекотку, которую человек почувствовал и отдернул ногу. В обыденном сознании это зафиксировано во всепрощающем самоутешении типа: “человеку свойственно ошибаться”. Что же в таком случае помогает человечеству (разумному демиургу) не ошибаться и стремительно развиваться? Ответ лаконичен: философия. Этому трудно поверить потому, что в повседневной жизни мы знаем, что философы - это мужчины и женщины, занятые пустыми словопрениями, натужными попытками объяснить простые с обыденной точки зрения вещи, например, что такое природа или мир, или культура, или материя или бытие. Этих людей хочется назвать бездельниками. К слову, абсолютно все философы, имена которых произносят с приставкой “великий”- мужчины. Возможно, женщинам нет места в философии потому, что они, с психофизической точки зрения, научно доказанной, крайне эмоциональны, т.е. очень динамичны, следовательно, максимально неустойчивы в своих суждениях.
Вот здесь мы подошли к ответу на вопрос: чем же полезна философия человечеству, но не отдельному человеку. Тем, что аккумулирует (собирает и хранит) непреходящие (вневременные, иногда говорят, вечные) ценности. В этом моменте мы подходим к главному, которое заключается в том, что ценность в философии всегда была одна - мысль. А если быть еще точнее - мыслетворчество.
Специфика человеческой сущности, его психики и мышления в том, что мы живем в Обществе (отвлекаясь, конечно, от политических и экономических компонентов), которое обустроено не нами и гармонизировано задолго до нас и не пытаемся чаще всего оценивать, почему именно так, а не иначе, кстати, благодаря этой имманентной (внутренне присущей, неотъемлемой) способности существуют обычаи, традиции, схемы поведения, например, ребенок знает как вести себя, девушка или президент согласно своему статусу, а также многообразные нормы этикета. Все это помогает нам жить - облегчает жизнь. Но вот есть люди, которые ведут себя непривычно или задают вопросы, которые обычны и глубоки одновременно, и поэтому невозможно ответить однозначно, причем эти вопросы призывают быть честными перед собой, не изменять себе. Один из древних подобных вопросов: “Какая жизнь лучше: с хорошей похлебкой из плохой посуды или плохая похлебка из хорошей?”. Самый трагичный: “Быть или не быть?”. В любом обществе есть люди, которых называют белыми воронами или заумными чудаками. Но это еще не философы. Что же отличает их? Человеческая рациональность (разумности) позволяет иерархизировать внутренне данные конструирующие способности человека. “Человеческая мысль быстра” - говорим мы потому, что можем “прикинуть” и оценить. Можем размышлять и удовлетворяться результатами. Человека умного мы связываем с умением думать. Но высшая ступень - это умение мыслить. То, что часто, кажется, совершаем поступки не задумываясь объясняется тем, что наш разум, благодаря скорости нейрофизиологических операций мозга уже “прикинул”. Большинство людей обеспечивают потребности своего внутреннего мира незамысловатыми размышлениями. Приписывая умение думать крупным ученым в математике, физике, биологии и других науках мы не ошибаемся. Но только философ мыслит, потому что он комбинирует, придавая новый, более богатый смысл, самыми разнокачественными понятиями составляя универсальную теоретическую сетку, справедливую для любой совокупности мыслимых объектов. Философ продуцирует (производит) мысль, выраженную как концепция, парадигма. Но философских школ много и об одном и том же все философы, буквально каждый, говорят по-разному. Этим самым утрачивается доверие людей к философии. Но все заключается в методологии подхода к одному и тому же объекту мысли. Возможно, такое положение указывает на то, что ни один предмет не может быть истинен, поскольку изначально содержит в себе противоположное. Попытки найти единое мира предпринимались давно. С тех пор как человек не смог схватить ни звезд, ни неба, хотя он догадывался о той огромной энергии, заключенной в небе, умилостивить которое удавалось лишь обильными жертвоприношениями (иногда, или даже часто, человеческими) и через некоторое время дождь прекращался, вода отходила и т.д. Попытки найти единую целостность, скажем, субстанциональную, привели к возникновению двух непримиримых линий мыслителей. Представители двух противоборствующих лагерей видели выход к истине через абсолютизацию одного из двух начал - материи и духа. Идеалисты исходят из существования абсолютного - это бог. Быть третейской судьей в этом споре невозможно. Ясно только лишь одно, философия должна быть выше этих мелочных дрязг по поводу “ кто более прав”, иначе она утеряет свою ценность. Кажется, странным, что философия, будучи такой явно бесполезной не только не исчезла, но и развилась так, как не удалось ни одной науке, ни искусству, ни религии или другими культурным универсалиям. Для тех, кто привык размышлять в конкретных образах будет легко представить себе ситуацию, когда уничтожили всех носителей философской мысли. Впрочем, такое уже было в виде исторического факта во времена средневековой инквизиции, когда философию заменили христианской догматикой. Но философия выжила и невиданно расцвела сразу же после средневековья в эпоху называемую Возрождением, словно цветок, пробившийся сквозь скалы или, более привычный образ, толщу асфальта. Впрочем, и в эпоху Средневековья философия никуда не исчезала, а лишь поменяла облик как схоластика, метафизика. А позитивным в этот период в философии, ее полезность человечеству проявилась в том, что наука стала доказательной, это то важное, что наука переняла у философии. Дело в том, что в средневековой философии, где властвовал христианский догмат о непогрешимости папы, о истинном толковании писания достаточно было сказать “так угодно богу” или “так сказано в священном писании” можно было быть уверенным, что победит ваша научная точка зрения. Для этого важно было первым или быть ближе к святому престолу в Ватикане. Но любое знание должно обладать характером всеобщности и быть доказуемым в любых условиях при правильном выборе инструментария. И средневековые схоласты пошли путем выбора логической непротиворечивости системы знания. Недостатком такой науки была абсолютизация формально-логических умозаключений, но эти умозаключения исходили из предпосылок истинности бога. Таким образом, самым ценным в средневековой философии было не научное наследие, а введение культуры доказательства. А ведь сама философия возникла именно благодаря доказательству, именно потому, что свою мысль следовало доказать. Отсчет философии начинают с 6-века до нашей эры, родиной считают Древнюю Грецию, милетскую школу. Но почему, если задолго до этого были сотворены космологические концепции зафиксированные в ведах и Упанишадах, протофилософская мысль существовала в Древнем Китае, а также в Ассирии, в виде религиозной концепции миросозерцания - зороастризма. Но все эти “философы” не философствовали - они проповедовали (!) и, в лучшем случае, изрекали. Философия до этого была нравственно-нормативной (на Востоке) и афористичной (на Западе). Так поступали все мыслители и в Древней Греции до Фалеса. Именно он не просто сказал, что “вода - есть первоматерия”, но и почему - “жизнь рождается во влаге и вода есть во всем”. Вот так неблагодарно, а может быть, несправедливо поступили потомки, поскольку автором термина “философия” был Пифагор, а версия самого величайшего философа в истории как “мысль человечества” возникла не вмиг и не на пустом месте. Ей предшествовали, как называют в учебниках исторические типы философии. Последовательность, взятая в историческом разрезе, выглядит так: миф - религия-философия. Иногда в эту триаду от случая к случаю включают магию, метафизику, алхимию, искусство, язык. Но нам как профессиональным философам импонирует вид развития как целостной формы от мифа (чья поэтика воспета многими великими философами) через религию (где философия обогатилась терпимостью, впрочем, попробуй не обогатись, вспоминая великого философа, оставившего в качестве наследства каноны христианского миропонимания Фому Аквинского: “Философия-служанка теологии") к философии как формы духовного освоения мира, как Знания и как Познания, как многоуровневого и системно - структурированного мировоззрения и миропонимания, и, наконец, науки о “развитии” (К.Маркс) и “непонятных истинах” (Ф. Ницше). Постараемся в финале прийти к тому: что такое философия? А пока, оценивая последовательную триаду форм духовности приходишь к мысли, что это если не совершенство, то очень близко к нему.
Миф понимают синонимично мифологии, но это не одно и тоже, потому что мифология - это учение, даже наукоподобная попытка выяснить этнографические компоненты мифообразования и ее художественно-поэтическая ценность, миф -это синкретичное образование включающая в себя нормы поведения, всеобщие формы жизнедеятельности, примитивные знания космосе,